Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
Главная страница

Образовательная деятельность

                                 
        Мастер-класс «Картотека игр с водой в летний период с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка»

                                                                                                                                   Подготовила ст.воспитатель Е.П.Евдокимова

«Нельзя сказать, что ты необходима

для жизни: ты и есть сама жизнь»

Антуан де Сен-Экзюпери о воде.

Актуальность темы. Вода, как особенный, естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой становятся развивающим условием. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.

Цели игр с водой :

1. Знакомство ребёнка с окружающим миром ( знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).

2. Регуляция психического поведения детей с ОВЗ. Вода обладает психотерапевтическими свойствами: она способствует релаксации, расслаблению, снимает психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта.

3. Развитие тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, сенсомоторных координации, что, в свою очередь, способствует развитию мышления и речи.

4. Овладение детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т. д.

5. Получение массы положительных эмоций.

Игры с водой можно разделить на две группы:

 - на контактные;

 - на игры с предметами – орудиями.

И те, и другие игры относятся к экспериментальной деятельности.

Контактные игры с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу. Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.

Игры с предметами-орудиями - это игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т. д.

В какие игры можно поиграть с детьми с ОВЗ?

Предлагаю вашему вниманию самые распространенные предметно-орудийные игры с водой от самых простых до более сложных.

"Дождик"

Необходимый инвентарь: лейка, пластмассовые игрушки,

Ход игры: дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик.

Дождик, дождик, лейся пуще!

Пусть растет пшеница гуще!

Лейся, лейся как река,

Будет белая мука.

После этого дайте малышу полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Игра способствует развитию речи и мелкой моторики рук.

"Сквозь сито"

Необходимый инвентарь: стакан, сито.

Ход игры: поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему почему вода утекает.

В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

"Струйка и фонтанчик"

Необходимый инвентарь: емкость с водой, груша.

Ход игры: ребенок набирает воду в грушу, а затем выливает ее сначала вниз (струйка, затем вверх (фонтанчик).

Игра развивает мелкую моторику, знакомит с понятиями направления движения "вниз", "вверх".

"Поливаем цветы"

Необходимый инвентарь: лейка.

Ход деятельности: Объясните ребенку для чего нужно поливать цветы. Пусть малыш сам польет клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмем,

И воды в нее нальем,

Мы польем цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка!

Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребенок изучает свойства предметов, знакомится с растительным миром.

"Выжми мочалку"

Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка

Ход игры: одну емкость заполните водой. Покажите ребенку как с помощью губки можно переносить воду из одной емкости в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Развивает мелкую моторику.

"Кораблики"

Необходимый инвентарь: тазик с водой, бумага

Ход игры: покажите ребенку как можно бросать в воду мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

"Пузырьки"

Необходимый инвентарь: емкость, обработанная кипятком с кипяченой водой, пластиковые трубочки.

Ход игры: дети, путем выдувания воздуха в воду через трубочку, создают в ней много мелких пузырьков.

Игра развивает физиологическое дыхание. Вызывает у детей огромный эмоциональный отклик.

Вот здесь хочу обратить внимание на один момент. Многие наши дети, в силу своих особенностей здоровья, изначально не понимают как правильно выдувать из себя воздух, а пытаются, уже привычно им, из трубочек пить. Именно поэтому я предлагаю использовать здесь обработанную емкость и кипяченую воду. После непродолжительных тренировок, ребята справляются с заданием.

"Окрашиваем водичку"

Необходимый инвентарь: стаканчики с водой, краски.

Ход игры: разлить в стаканчики воду, а затем добавлять в них разные краски.

Дети знакомятся со свойством воды, как она окрашивается. Игра развивает координацию движений и умение последовательно выполнять действия.

"Налил - вылил"

Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой стакан и один маленький стакан.

Ход игры: поставьте перед ребенком емкость с водой, покажите как можно зачерпывать воду одним стаканом и переливать ее в другой. Предоставьте ребенку свободу действий.

Игра способствует развитию координации движений, расширяет представление о свойствах вещества.

"В час по чайной ложке"

Необходимый инвентарь: 2 стакана, столовая ложка

Ход игры: налейте воду в один стакан. Покажите ребенку как можно переливать ложкой воду из одного стакана в другой. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики. Помогает освоить понятия "пустой", "полный".

"Поплывет или утонет"

Необходимый инвентарь: емкость с водой, различные пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, деревянные ложки.

Ход эксперимента : поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

"Шарики в воде"

В такой игре-эксперименте тренируется мелкая моторика.

Необходимый инвентарь: два тазика - пустой и наполненный до половины водой, пластмассовые шарики, столовая ложка.

Ход игры: попросите ребенка выловить из таза с водой по очереди все шарики ложкой и аккуратно перенести их в пустой тазик.

В такой игре-эксперименте развивается мелкая моторика, а также ребенок замечает, что пластмассовые шарики намокают, но не тонут.

"Взбивание пены"

Необходимый инвентарь: тазик с водой, венчик, жидкое мыло.

Ход игры: ребенок в емкость с водой наливает жидкое мыло и с помощью венчика взбивает пену. Затем ему нужно предложить потрогать пену, рассказать какая она легкая, воздушная.

Этот эксперимент знакомит ребенка со свойствами воды и пены, а также понятиями легкая (пена, тяжелая (вода). Очень полезен для развития мускулатуры кисти руки.

"Волшебное свойство воды"

Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, стакан, маленькая пластмассовая бутылка, губка.

Ход игры: ребенок вместе со взрослым наливает по очереди воду в разные емкости.

В ходе эксперимента он получает знания о том, что вода принимает форму заполняемого предмета, а также тренирует мелкую моторику рук.

Вывод.

Ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением ежедневно открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее его деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Очень благодатной почвой для реализации данной задачи, является работа с водой.

Таким образом, тема мастер-класса является актуальной. Игры с водой могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список использованной литературы:

1. А. Бостельман, М. Финк "Элементарные игровые действия для детей до 3-ех лет. Наблюдаем, поддерживаем и развиваем". Под редакцией Н. А. Воробьевой/ Издательство: НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Москва 2015.

2. Е. В. Баранова "Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Для детей 2-4 года. "/ Ярославль: Академия развития, 2009.

3. Д. Н. Колдина. "Игровые занятия для детей 2-3 лет. " Методическое пособие/ Издательство: Творческий центр Сфера, 2012.

4. Е. Р. Баенская. "Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)." Москва: Теревинф - (Особый ребенок, 2007.


                                                      Консультация для педагогов

"Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей в условиях дома ребенка"

                                                                                                                              Подготовила ст.воспитатель Е.П.Евдокимова

Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира. В современном мире проблема социального развития детей с ограниченными возможностями и воспитывающиеся в условиях дома ребёнка становится одной из актуальных. В настоящее время социальная политика государства направлена на уменьшение числа социальных сирот, и их реабилитацию. Дети с разными возможностями, с нарушениями в развитии и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

Первоначально социализация ребёнка происходит в семье, а уже потом в обществе. Она очень важна, так как является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Но если по каким - то причинам дети оказываются в доме ребёнка, социализация происходит уже вне дома. Её основой является образовательное учреждение, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке.

Социализация детей воспитывающихся в доме ребёнка, предполагает создание основы для овладения детьми знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в последующей самостоятельной жизни. Работа по ранней социальной адаптации осуществляется на основе общих принципов, на которых базируется вся коррекционно-педагогическая деятельность специалистов дома ребёнка. Ее основная задача заключается в следующем: способствовать обогащению и расширению предметных и социально-нравственных представлений детей об окружающем мире и общественном труде, профессиях взрослых; привлекать воспитанников к разнообразным видам деятельности в зависимости от возраста, степени и характера нарушения здоровья, интеллектуальных возможностей. Эти задачи решаются в условиях дома ребёнка, который с одной стороны, является местом их постоянного проживания, а с другой - пространством, где осуществляется образовательный процесс, включающий всех взрослых и детей.

Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира. Дети с ОВЗ должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. К сожалению, не всем детям легко социализироваться в жизни. Есть определенная категория детей, которая не может этого сделать — дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Когда мы говорим о социализации детей в условиях дома ребёнка, то имеем в виду две взаимосвязанные стороны: умение взаимодействовать с окружающими людьми и соблюдение норм поведения. Таким детям приобрести социальный опыт помогает сюжетно-ролевая игра.

Через игру дети учатся общаться с окружающими, понятно излагать желания, просьбы, договариваться, формируются навыки культурного поведения. Дети с особенностями в развитии долго не обнаруживают потребности в игре. Мы пытаемся включить их в игру, но они долго не проявляют интерес к её процессу и игрушкам, действуют безразлично, порой пассивно подчиняясь нашим требованиям. И лишь под влиянием обучения взрослого они пытаются включиться в игру, предложенную сверстниками или взрослыми, появляется избирательный интерес к игрушкам. В обучении детей с нарушением интеллекта важен комплексный подход: ознакомление детей с окружающим миром в процессе их активной деятельности, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого с детьми в процессе игры и конечно взаимосвязь в работе логопеда, психолога и воспитателя. Обучение игре мы проводим в совместной деятельности, которая отражена в рабочей программе и соответствует лексическим темам.

Особо важное, значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, поэтому нужно сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни человека. На начальном этапе создаю эмоциональное отношение к игрушкам, игровой ситуации (провожу обыгрывание сюжетных игрушек : собачки, зайчики, куклы). Кукла для детей — это заместитель идеального друга, который всё понимает и не держит зла, поэтому очень важно научить детей конкретным игровым действиям с куклой ( отобразительные игры: укладывание спать, купать, кушать). Так же происходит усвоение детьми логики развития бытового сюжета, под руководством взрослого дети выполняют последовательные игровые действия, учатся правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку. Главным моментом в обучении играм является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений («Больница» ситуация «На приёме у врача с больной куклой Машей»). После проведения игры важно провести беседу: во что они играли? Кто кем был? Что делал?

Для проведения каждой игры требуется подготовка детей : формирование представлений о профессиях, затем подготавливаются атрибуты игры, основное внимание уделяю обучению детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя. После проведения игры провожу беседу: во что они играли? Кто кем был? Что делал? Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для наших детей, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, игра «Доктор» сначала делают укол, а потом спрашивают что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут нашей подсказки. Редко наши детки проявляют свою индивидуальность, и вносят что-то от себя. Также характерным для наших детей является выполнение игровых действий без сопровождения речи. С большим трудом они овладевают речевым содержанием, без которого протекание сюжетно-ролевой игры усложняется. Ролевое общение в процессе игры проходит с помощью заученных реплик. Творчество в этом плане является показателем, насколько сохранён интеллект ребёнка, поэтому принятие роли происходит под руководством педагога, который не только помогает детям вспомнить последовательность развёртывания сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, но и сам принимает участие в игре.

Обучение сюжетно-ролевой игре, занимает важное место в коррекционно-развивающей работе, и я считаю, что нельзя считать время потерянным, если ребёнок не научился играть самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Взрослые играют важную роль в развитии таких детей. При обучении игре детей с ОВЗ необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку. Обучить детей с ОВЗ сюжетно-ролевой игре можно, но это сложный, кропотливый процесс. Взяв на себя роль в игре, взрослый может управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить куклу Машу, накрыть стол и т. д.). Взрослый должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, но, не сильно загружая разнообразием действий единовременно. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно почаще хвалить ребёнка, когда он делает успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. Отрицательные эмоции возникают чаще тогда, когда дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать помощь взрослого.

Главным является то, что во время сюжетно – ролевой игры ребёнок выходит из замкнутого мира, у него появляется интерес к окружающему миру и деятельности, в частности к игре, формируется понимание, возникает положительное эмоциональное отношение к ней и желание участвовать, возникает потребность в налаживании контактов с взрослыми и детьми. Приоритетным в работе с такими детьми считаю создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон педагога, заботливое, внимательное отношение к детям; поэтапное, продуманное (с учетом индивидуальных особенностей) объединение в партнерские игровые отношения.

Вывод:

– в игре активно обогащается и развивается словарь детей с ОВЗ.

– формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.

– систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и представления о трудовой деятельности.

- игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом, на развитие личности.

Сюжетно – ролевая игра оказывает огромную роль для дальнейшего развития детей с особенностями психофизического развития, дает возможность для их ранней социализации и в перспективе успешной интеграции в обществе.

Используемая литература.

1. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учеб. - метод. пособие. - СПб., 2001

2. Зворыгина Е. В., Комарова Н. «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры».// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - с. 31-40.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр»

                                                                                                                 Подготовила ст.воспитатель Е.П.Евдокимова

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во вторых, управлять своими эмоциями.

Эмоциональное воспитание ребенка является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума, т. к. то, как будут усваиваться новые знания и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти

Дети в своих эмоциях отражают взрослых. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Проявление эмоций детьми – это возможность посмотреть на себя со стороны», воспитать эмоциональную культуру и такт. Ведь педагог – образец для ребенка.

Основные задачи формирования эмоциональной сферы младших дошкольников можно сформулировать следующим образом;

1. выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.

а). распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, рассержен, удивлен)

б). адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен-пожалеть его, помочь; радуется- порадоваться вместе с ним; разгневан- понять причину).

2. создание условий:

а) для понимания детьми собственных эмоций, для понимания эмоционального состояния других.

б) для овладения средствами эмоциональной выразительности.

3. обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния.

Не что иное, как театрализованные игры - этюды помогут выполнить поставленные задачи.

Основными целями таких игр выходят на первый план следующие:

Развивать детское воображение.

Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

ИГРЫ - ЭТЮДЫ

1 Я работник сладкий,

Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,

Чтоб на всю наесться зиму.

Впереди арбузы — вот.

Где мне взять второй живот?

2. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет.

3. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

4. Жадный пес дров принес,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напек, спрятал в уголок

И съел сам. Гам, гам, гам!

5. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

6. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.

7. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.

8. Был у зайца дом как дом

Под развесистым кустом

И доволен был косой:

— Крыша есть над головой! —

А настала осень, куст листочки сбросил,

Дождь как из ведра полил,

Заяц шубу промочил. –

Мерзнет заяц под кустом:

— Никудышный этот дом!

9. Шерсть чесать — рука болит,

Письмо писать — рука болит,

Воду носить — рука болит,

Кашу варить — рука болит,

А каша готова — рука здорова.

10. У забора сиротливо пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я,

А она-то, злюка, обожгла мне руку.

11. Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки.

Лопнул шар - весь перецарапали!

А две подружки посмотрели — сели и заплакали.

12. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

— Как быть без хруста, Если я — капуста.

13. Полюбуемся немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ

, Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

 Эмоционально-экспрессивные игры как средства развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в условиях дома ребенка                      

                                                                                       Подготовила ст.воспитатель Е.П.Евдокимова

Актуальность:

В настоящее время остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах ребенка.

В специализированные учреждения чаще поступают дети:

- уже давно лишенные родительского внимания;

- имеющие неблагополучную наследственность;

- имеющие множество заболеваний.

Следовательно, наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство[5, c.14]. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость)

Не случайно многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, К. Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что эмоциональная сфера относится к базовым основам личности, к ее «центральному звену», к первичной структуре, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности, ориентацию в окружающем мире[3, c.14].

Период раннего детства – наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия, и возможности ребенка этого возраста очень велики. Более раннее начало коррекционной работы и создание адекватной коррекционно – развивающей среды в условиях дома ребенка, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития ребенка.

Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важнейших источников его чувств. Ребенок непосредственно зависит от старшего. Уже с младенчества он настойчиво добивается положительных эмоциональных реакций. На фоне этой зависимости в условиях преимущественно положительных отношений и происходит первичное усвоение норм поведения. В повседневной жизни взрослые предъявляют к ребенку определенные требования, и чтобы быть признанным взрослым, ребенок стремится выполнить эти требования. Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развития[1, c.14].

Таким образом, изучение развития эмоциональной сферы детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах ребенка является актуальным.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей раннего возраста находящихся в доме ребенка.

Предмет: особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в доме ребенка.

Цель: развития эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством эмоционально – экспрессивных игр

Задачи:

• познакомить детей с основными эмоциями : интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;

• дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;

• обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

• научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.

• учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике

• развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;

• формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции

• развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния.

Гипотеза:

? развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста будет происходить успешно, если проводить эмоционально-экспрессивных игр и упражнения, направленные на дифференциацию и выражение эмоций, а также на осознание и принятие практических ситуаций во время режимных моментов.

Для достижения поставленной цели мы в своей работе используем: эмоционально-экспрессивные игры («Эмоциональные зверята», «Веселые – грустные», «Найди пару», «Облака») и упражнения, для научения детей распознавать чувства и эмоции по мимике лица взрослого и видеть изменения выражения своего лица в зеркало («Встретили знакомого взрослого» (улыбаются, «Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот, «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза и т. д.) [6, c.21].

Позитивное влияние этих игр на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено их особыми эмоциогенными свойствами : наличием воображаемых ситуаций, ролевых воплощений и игрового азарта, возможностью инсценировки движений, характерных для эмоционального состояния героя.

При проведении эмоционально-экспрессивных игр необходимо учитывать:

- специфику моторного выражения каждой эмоции, побуждать детей демонстрировать различные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление и т. д.);

- последовательность в усложнении игр, способов их организации: от игр, предполагающих повторение действий по образцу, к играм, предполагающим завершение начатых взрослым действий и к играм, побуждающим самостоятельные импровизации с реальными и воображаемыми предметами;

- последовательность во введении отдельных составляющих экспрессивного выражения эмоций : сначала игры с включением экспрессивных элементов, которые наиболее подвластны управлению и самоконтролю (жесты, мимика, затем – игровой материал, предполагающий принятие детьми различных поз, демонстрация голосовых импровизаций[4, c.8].

Руководящая роль педагога состоит в следующем:

- в непосредственном участии в игре, побуждающем детей к подражательным действиям, повтору действий за педагогом.

- в эмоционально – насыщенных комментариях, которые используются: перед проведением игры; в конце игры с целью выведения детей из воображаемой ситуации.

- в последовательном усложнении способов организации игр.

Вывод:

Таким образом, мы считаем, что эмоциональная сфера относится к базовым основам личности, к ее «центральному звену» (Л. С. Выготский, к первичной структуре, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности, ориентацию в окружающем мире. Эмоции, оказывая влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процессы познания и отражения действительности[2, c.23].

Следует отметить, что чем младше ребенок и больше его беспомощность, тем сильнее он зависит от условий, в которых живет. Благополучие ребенка в период раннего детства тесно связано с особенностями окружающей его среды. Именно в эти первые годы жизни развитие ребенка в огромной степени определяется теми условиями и впечатлениями, которые он получает для своего развития.

Период раннего детства – наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия, и возможности ребенка этого возраста очень велики. Более раннее начало коррекционной работы и создание адекватной коррекционно – развивающей среды в условиях дома ребенка, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития ребенка [7, c.72].

ЛИТЕРАТУРА

1. Варфоломеева С. В. Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.

                                                                              Консультация для педагогов

                                                                                                                               Подготовила ст.воспитатель Е.П.Евдокимова.

                       Закаливание детей раннего возраста в условиях дома ребенка.

Закаливание детей заключается в систематическом многократном дозированном воздействии на организм тех факторов, которые часто являются причиной заболеваний. Закаливание способствует нормализации всех физиологических процессов при любых изменениях температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д.

В настоящее время значительное число детей в доме ребенка относится к так называемой группе риска по тем или иным хроническим заболеваниям или имеет отклонения в состоянии здоровья. Все эти отклонения могут быть причиной необычной сосудистой реакции, недопустимой при закаливании, например, застоя крови в результате спастического состояния капилляров, которое проявляется в бледности, дрожи, съеживании (поза сохранения тепла).

В соответствии с индивидуальными особенностями детей их можно разделить на группы, которым назначается разная закаливающая нагрузка:

I группа – абсолютно здоровые дети, которых раньше уже закаливали;

II группа – ранее не закаливаемые дети или дети, находящиеся в периоде реконвалесценции (выздоровления) после острых заболеваний, а также дети группы риска;

III группа – дети, имеющие выраженные отклонения в состоянии здоровья, длительно и часто болеющие.

Большая часть детей в доме ребенка может быть отнесена к III группе закаливания, поэтому всю организацию этой работы лучше строить в расчете на таких детей. Это означает, что специальные закаливающие процедуры должны быть более короткими, но частыми, без снижения температуры. Если в группе есть дети, которые могут быть отнесены к I или II группе закаливания, то специальные процедуры могут проводиться для них индивидуально.

Следует помнить, что все специальные закаливающие процедуры проводятся только по рекомендации врача и под систематическим контролем медицинских работников (в условиях дома ребенка расчет должен вестись на самого слабого).

При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

• Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров;

• Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);

• Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;

• Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;

• Cистематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю)

Для закаливания детей раннего возраста в доме ребенка предпочтительно использовать факторы внешней среды; по степени воздействия они располагаются в следующей последовательности: воздух, вода, солнце.

Данные факторы используются как отдельно, так и в комплексе.

Закаливание воздухом. Самое мягкое средство повседневного закаливания – это закаливание воздухом. Для того, что бы воздух в помещении был чистым, ежедневно проводится влажная уборка, а также проветривание. Для этого открывают двери или окна, расположенные на одной стороне комнаты (одностороннее проветривание, на смежных сторонах (угловое проветривание) или на противоположных (сквозное проветривание).

Детей приучают находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем и при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии детей, допуская снижение температуры до 15–17 °C, и прекращают его за 20–30 мин до возвращения детей (время, необходимое для восстановления нормальной температуры). Для детей раннего возраста температура в помещении должна быть 22 °C.

Одежда детей должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ребенку состояние теплового комфорта. Перегревание так же вредно, как и охлаждение.

Воздушную ванну дети получают при смене белья, после сна, во время самостоятельного раздевания и одевания. В это время (6–8 мин) ребенок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, при проведении массажа и утренней гимнастики, которая вводится в начале третьего года жизни, ребенок тоже получает воздушные ванны, находясь в облегченной одежде (трусы, майка, сандалии).

В теплое время зарядку проводят при одностороннем проветривании, летом – на открытом воздухе, а в холодную погоду зимой – при закрытых окнах, но сразу после проветривания.

Большая роль в закаливании воздухом вне помещения отводится прогулкам. Важно правильно, соответственно сезону и погоде, одеть и обуть ребенка, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.

При температуре воздуха от +6° до -2 °C дети должны быть одеты в четырехслойную одежду – белье, платье, трикотажную кофту (свитер, колготки, рейтузы, куртку или демисезонное пальто (под зимнее пальто не следует надевать кофту, сапожки. При снижении температуры от -3° до -8 °C демисезонное пальто заменяется зимним, на ноги надевают утепленные сапоги; при температуре от -9° до -14 °C дополнительно надевают вторые рейтузы, утепленные сапоги с носками. В летнее время дети постепенно переходят на двух-, а затем однослойную одежду.

Зимой резкое действие холодного воздуха воспринимается прежде всего кожей лица и слизистыми покровами верхних дыхательных путей, поэтому особенно важно предупреждать охлаждение детей, следить за тем, чтобы они могли свободно дышать через нос, чтобы ноги и руки их были сухими. Важно так организовать деятельность детей, чтобы они не перегревались. Игры и спортивные развлечения не должны быть чрезмерно подвижными. Прогулки и дневной сон в холодное время года обеспечивают общее пребывание детей на открытом воздухе в течение 4–5 ч.

В весенне-летний период одежда детей во время подвижных игр и спортивных развлечений должна быть легкой (костюм или трусы и майка). Летом все режимные процессы, кроме ночного сна, проводятся на воздухе.

Хождение босиком. Очень полезно приучать детей ходить босиком, с разрешения врача это можно делать уже с года. Сначала дети 5-10 мин ходят в носках, а затем босиком; время хождения постепенно увеличивается по показаниям врача.

Летом нужно давать малышам возможность бегать по хорошо прогретой земле. Это не только закаливает их, но и укрепляет свод стопы, предупреждает плоскостопие (место прогулки должно быть очищено от стекол, грязи и пр.).

Закаливание водой. Закаливание водой включает в себя и использование воды в гигиенических целях. Начинают с местных обтираний, обливаний, затем переходят к общим.

Гигиенические процедуры. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. В летнее время они могут умываться прохладной водой из-под крана, но если эта процедура начинается в прохладное время, надо использовать теплую воду (28 °C, постепенно (каждые 2–3 дня) снижать ее температуру на 1–2 °C и довести до 18–17 °C (температуру и темп ее снижения определяет персонал группы, ориентируясь на реакцию ребенка). Сразу после умывания кожу вытирают сухим мягким полотенцем. Вся процедура продолжается 1–2 мин.

Каждое подмывание ребенка раннего возраста, особенно на первом году жизни, следует использовать с целью закаливания. Подмывать следует слегка теплой водой, ополаскивать водой комнатной температуры (нейтральной для руки взрослого человека).

Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание производят варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину; собственно влажное обтирание продолжается 1–2 мин. Сразу после влажного обтирания кожу вытирают сухим мягким полотенцем, делают легкий массаж до появления умеренного покраснения; вытирание продолжается также 1–2 мин.

Обливание. Еще больший закаливающий эффект достигается при обливании, так как организм испытывает действие не только температуры воды, но и давления всей ее массы. Обливают ребенка из ковша емкостью 1,5–2 л так, чтобы сразу смочить все тело. При обливании ног смачивают нижнюю половину голеней и стопы, при обливании рук – кисти и предплечья. Продолжительность обливания 20–30 с.

После мытья ног стопы обливают холодной водой. Перед прохладным обливанием ноги должны быть теплыми.

Местная ванна. Игра с водой может быть использована для закаливания как местная ручная ванна. Следует помнить, что кисти рук (так же, как и стопы) являются важными зонами-теплообменниками: через эти области отводится 70 % тепла. При играх с водой ее температура не должна быть ниже 28 °C. Наблюдая за реакцией детей, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, охлаждения.

В теплое время года после предварительного закаливания воздухом игры с водой и обливание можно проводить под открытым небом, защитив при этом место игр от ветра.

Общие водные процедуры. Общие души, ванны и купания не следует проводить раньше чем через 30–40 мин после еды. Для детей старше года температура воды для ванны – 36–35 °C, продолжительность процедуры – 10 мин. Количество воды в ванне должно достигать уровня соска сидящего ребенка. По мере тренировки температуру воды в ванне не снижают, закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой, которая на 2 °C холоднее, чем в ванне. Специально нагревать воздух в комнате не нужно.

Закаливание солнцем. Закаливание солнцем проводится во время обычной прогулки. Иногда к закаливанию солнцем подходят неправильно: не следует укладывать детей для солнечной ванны на подстилки и требовать, чтобы они спокойно лежали, время солнечной ванны следует использовать для игр, знакомства с окружающим миром.

Перед выходом на солнце детям обязательно надевают светлые головные уборы. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев, затем на 5-10 мин детей выводят под прямые лучи солнца, после чего они снова должны уйти в тень. В течение прогулки это повторяют 2–3 раза.

Если лицо ребенка немного покраснеет, его уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.

Противопоказаниями к проведению воздушных ванн являются острые инфекционные заболевания, острые респираторные заболевания, повышенная температура у ребенка. Необходимо тщательно следить за состоянием слизистых рта, зева; при появлении гиперемии, жалоб на дискомфорт, боль в горле ребенка должен осмотреть врач или медсестра и освободить его от занятий и прогулок на воздухе. Не рекомендуется проводить световоздушные ванны при сильном ветре и в ненастную погоду. Если у ребенка появляются признаки дискомфорта (малыш «ежится» от холода, у него появляется дрожь, «гусиная кожа», процедуру следует прекратить.

Противопоказаниями к принятию солнечных ванн являются повышенная температура у ребенка, все формы диспепсии, кишечные инфекционные заболевания, острые воспалительные заболевания, туберкулез легких. Последний является противопоказанием относительным: вопрос о возможности принятия солнечных ванн решается врачом в зависимости от течения болезни и состояния больного. Абсолютным противопоказанием является высокая температура воздуха (выше 30°, в особенности для детей, постоянно проживающих в средней полосе.

Противопоказаниями к купанию и плаванию в открытых водоемах и бассейнах являются эпилепсия или эпилептический синдром, заболевания почек, активные формы туберкулеза. Нельзя купаться детям с повышенной температурой, с проявлениями острых заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Точное соблюдение всех методических принципов принесет, в конечном счете, положительные результаты – здоровье детей значительно улучшится.

     

                          Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков

                          и навыков самообслуживания у детей в доме ребенка»

                                                    Подготовила ст.воспитатель Евдокимова Е.П.

Актуальность:

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Особенно важно привитие таких навыков детям, проживающим в доме ребенка. Важно вызвать у детей желание не только самим быть опрятными, самостоятельно одеваться, кушать, но и помогать младшим детям и взрослым. Воспитание у детей культурно – гигиенических навыков очень важно для их здоровья. А выработка правильного поведения пригодится воспитанникам в дальнейшей жизни.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Важность проблемы вызвала необходимость разработать по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей разновозрастной группы в доме ребенка.

Цель проекта: Сформировать культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей 2- 4 лет в разновозрастной  группе.

Задачи:

- Формировать умение приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

- Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

- Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

- Привлекать детей к дежурству по столовой – расставлять хлебницы, салфетницы, раскладывать ложки и пр.

- Учить расставлять на место игрушки после игры.

Участники проекта: дети разновозрастной семейной группы, педагоги.

Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентировочный

Сроки реализации: 1 год

Ожидаемые результаты реализации проекта.

- Дети аккуратно умываются, моют лицо, шею, уши, насухо вытираются полотенцем.

- Соблюдают культуру поведения за столом, правильно пользуются столовыми приборами, салфеткой.

- Самостоятельно раздеваются и одеваются.

- Изъявляют желание помочь взрослым – убирают игрушки, расставляют столовые приборы, протирают листья цветов и проч.

Содержание проекта

Этапы работы:

I. Организационный этап:

- разработка плана — схемы достижения цели;

- создание проблемной ситуации для формирования заинтересованности у детей

- определение цели, задач, продолжительности проекта, определение методов и приемов;

- знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования;

-обогащение предметно-развивающей среды, подготовка материала.

-составление конспектов занятий для детей.

II. Основной этап.

В ходе реализации проекта прошли следующие мероприятия:

- Ежедневное обучение детей

• пользоваться горшком

• самостоятельно снимать и одевать одежду в определенном порядке

• находить своё полотенце и уметь им пользоваться

• правильно умываться

• аккуратно кушать за столом

• правильно пользоваться салфеткой, носовым платком, расческой

• складывать одежду на стул перед сном

• правильно расставлять столовые приборы.

• убирать на место игрушки после игры

• вежливо общаться со взрослыми и сверстниками.

- Консультация для воспитателей ««Как приучить ребёнка быть аккуратным», «Как ухаживать за зубами»

- Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

- Чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха – цокотуха».

- Игровые ситуации: «Купание куклы», «Накормим куклу»

ООД «Мишка заболел», «Водичка, умой моё личико», «Моем посуду»

- Дидактические упражнения: «Научим куклу Катю как умываться». «Научим куклу Катю делать зарядку». «Возьмём Катю на прогулку» «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать». «Научим куклу Катю накрывать на стол

- Сюжетно - ролевые игры «Больница», «Магазин»

III. Заключительный этап.

- подведение итогов;

- определение эффективности проделанной работы в ходе реализации проекта;

- презентация проекта.

Результаты проекта:

Дети научились

- аккуратно умываться, мыть лицо, шею, уши, насухо вытираться полотенцем.

- Соблюдать культуру поведения за столом.

- Правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, расческой.

- Самостоятельно раздеваться и одеваться.

- Изъявлять желание помочь взрослым – убирать игрушки, расставлять столовые приборы, протирать листья цветов и проч.

В дальнейшем мы планируем не останавливаться на достигнутом, а продолжать работать по данной теме, повышая у детей интерес культуре и правильному поведению.


Особенности депривации познавательного развития

детей-сирот второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

                         Подготовила ст.воспитатель Евдокимова Е.П.

Второй год имеет особое значение в жизни ребенка. Овладение ходьбой, которая меняет весь его облик и способствует быстрому сенсорному развитию, формирование активной речи свидетельствует о том, что второй год является особым периодом раннего детства. Для него характерны высокая ориентировочная реакция, большая потребность в получении новых впечатлений, когда любая вещь как бы притягивает к себе. Такое поведение является ситуативным, т. е. ребенок проявляет инициативу для достижения желаемого.

Индивидуальные, эмоционально-деловые контакты взрослого с ребенком формируют у него такие личностные качества, как - глубокая привязанность к близким (т. е. к тем кто малыша окружает). Дети начинают адекватно относится к оценке их поведения.

Психическое развитие ребенка этого периода можно разделить на четыре этапа:

1-от1г. 1мес. до 1г. 3мес.

2-от 1г. 4мес. до 1г. 6мес.

3-от 1г. 7мес до 1г. 9мес.

4-от 1г. 10мес. до 2лет

Оценивая психическое развитие детей второго года жизни, выделяют несколько линий развития, которые в этом возрасте формируются наиболее интенсивно. Это понимание речи взрослого и развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами; развитие движений, развитие навыков самостоятельности.

Играя с различными дидактическими игрушками, малыш учится сравнивать, дифференцировать качества предметов, их форму, величину, цвет. Выделение формы как его основного опознавательного признака имеет большое значение для восприятия ребенка : уже в этом возрасте рекомендуется учить малыша различать форму: шар, куба. Сравнивать предметы контрастных и близких форм, подбирать по образцу предметы такой же формы.

Дети второго года жизни рано начинают определять величину предметов. Уже в 1г. 3мес. ребенок, играя с дидактическими игрушками (вкладышами, различает две контрастные величины; в 1г. 9 мес. группируют три-четыре контрастных по величине предмета (а затем и предметы, близкие по величине).

К двум годам дети подбирают по образцу и словесной инструкции взрослого предметы по цвету. Важным моментом здесь является то, чтобымалыши поняли задание, поэтому его нужно сделать мотивированным, например: подобрать варежки, палочки, шарики одного цвета, выбирая их среди пар, имеющих другой, контрастный цвет (к красному носочку подобрать красный, отличая его от синих и желтых).

Для детей этого возраста, воспитывающихся в домах ребенка характерна обостренность восприятия : ничего не проходит мимо их внимания-животные, птицы, транспорт, игрушки, новая одежда. Все это очень важно для малыша- мозг получает новую информацию, которая необходима для его развития. И все же нужно помнить, что внимание ребенка еще носит непроизвольный характер. Малыша в этом возрасте нельзя заставить быть внимательным, но заинтересовать его можно многим.

Внимание ребенка привлекают изменения в окружающей обстановке: новые игрушки, машина, проехавшая за окном, музыка. Постоянно рассматривание окружающего переходит в наблюдение: увидев несколько раз, как взрослый убирает со стола, подметает, ребенок сам начинает выполнять в игре те же самые действия.

Память детей этого возраста носит непроизвольный характер и выражается в форме узнавания и воспроизведения. В большинстве случаев запоминание связано с эмоциональными переживаниями. Дети запоминают хорошо то, что поразило их воображение. Так, ребенок1г. 3мес. может хорошо запомнить место на прогулке, где он видел кошку. И затем каждый раз проходя около этого места, он будет показывать пальцем и кричать : «кись, кись».

У детей этого возраста важно формировать все виды памяти-зрительную, слуховую, речедвигательную, тактильную. Этому способствуют дидактические игры, музыкальные занятия, занятия по системе Монтессори,сенсорные занятия.

Недостаток сенсорных впечатлений у детей-сирот обедняет жизнь, резко снижает умственное развитие, его эмоциональную сферу.

Второй год жизни-это «сензитивный период» в развитии речи, когда наблюдается особая чувствительность к речевому обучению и речевое развитие протекает очень интенсивно. На втором году ребенок начинает подражать словам и фразам взрослого, понимать его речь. Растет его активный словарь, ребенок овладевает грамматическим строем языка, начинает пользоваться речью.

Понимание речи у детей, воспитывающихся домах ребенка, формируется с опозданием по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Для развития этого процесса характерно то,что до полутора лет интенсивно устанавливаются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Сначала они довольно слабые, и требуется специальные условия, чтобы они упрочились. Недостаточно прочна связь между отдельными анализаторными системами (двигательными, зрительными, слуховыми). Этим объясняется то, что иногда, даже если ребенок понимает задание взрослого, реагирует на него недостаточно правильно, т. е. ребенок смотрит на названный предмет, а рукой показывает на другой. В работе с детьми при формировании связи слова с предметом необходимо создать разнообразные условия, постепенно их усложняя.

Дети в этом возрасте могут понимать названия игрушек, предметов обихода, одежды; названия действий, которые они сами могут выполнять («возьми», «принеси», «посмотри» и т. д.). Малыши охотно справляются с одноступенчатыми и простыми инструкциями или поручениями взрослых(«Принеси шапочку», «Садись на свой стульчик»).

Постепенно кругозор детей расширяется, связи между предметами и словами становятся прочнее, благодаря чему с полутора лет дети начинают понимать речь взрослого, неподкрепленную ситуацией. С малышом уже можно говорить о том, что он в настоящий момент не видит. Ему можно пересказывать простые, но эмоциональные сказки, читать четверостишия, потешки. Нужно помнить, что по-прежнему большое значение имеет дальнейшее обогащение опыта ребенка.

Часто наглядная ситуация несет большее значение, чем слово взрослого. При рассматривании окружающего важно называть все, что видит ребенок : действия взрослых и детей, движения животных, транспорта, картинки в книге. Вопросы взрослого, обращенные к ребенку, заставят его обозначать воспринимаемое своими словами, а к концу второго года будут стимулировать и появление первых вопросов (какой? куда? что это). Речь взрослого начинает постепенно регулировать поведение ребенка.

Если до полутора лет ребенок воспринимает общее у однородных предметов, названным взрослым, то после полутора лет эта способность к обобщению находит выражение в его собственной речи

Для более прочной связи между предметом и словом хорошо предлагать подбирать предметы или их изображения таким образом, чтобы постепенно усилилось восприятие, а у ребенка при этом уточнялись представления о предмете. Так, для уточнения представления о собачке следует сначала ее показать с предметом контрастным. хорошо знакомым (черную собачку с машинкой,затем контрастным, но незнакомым (лягушка, потом-сходным по каким-либо признакам (белым зайчиком) и в заключение- близким по нескольким признакам (черной кошкой).

При сравнении двух предметов у ребенка уточняется представление о предмете, упрочняется связь между предметом и словом. В условиях дома ребенка, где ограничена связь с окружающим, такие занятия в какой-то степени ликвидирует этот дефицит.

В становлении функции обобщения особая роль принадлежитдвигательному аппарату.

Роль слова заключается в том, что в период до 1г. 6мес. необходимо определенное количество названий изучаемого предмета-не менее 20. Во втором полугодии для установления прочной связи между предметом и словом и дальнейшего обобщения необходимы качественные характеристики: «птичка летает, крылышками машет», «кошечка мяукает, лакает молоко», «жук ползет, жужжит».

В условиях дома ребенка важно избегать употребления стереотипных фраз, которые замедляют процесс обобщения, понимания и развития активной речи.

В первую половину второго года жизни у ребенка формируется очень важное для него умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако артикуляционный аппарат развит еще недостаточно, и в начале второго года жизни малыш произносит слова облегченно (би-би-машина, га-га-гусь).условиях дома ребенка важно избегать употребления стереотипных фраз, которые замедляют процесс обобщения, понимания и развития активной речи.

Важно помнить для детей домов ребенка характерны : быстрая утомляемость, отвлекаемость, недостаточная подвижность нервных процессов, которая выражается в длительных периодах (паузах, предшествующих речевым ответам). Если взрослый человек повторяет слово по просьбе другого через 0,4-0,6 секунды, у ребенка начала второго года жизни латентный период, предшествующий речевым ответам, достигает иногда 20-30 секунд. Нередки случаи, когда повторив несколько раз вопрос и не получив в течение 40 секунд, взрослый уже переходи к следующему заданию, а ребенок вдруг дает ответ на прежний вопрос.

У детей старше 1г. 6мес. ответы-последствия чаще возникают из-за трудности переключения на произнесение нового слова. Дети по инерции продолжают повторять прежнее слово, хотя педагог предложил произнести следующее

Поэтому очень важно, чтобы взрослый, давая для подражания такие облегченные слова, сопровождал их словами, произносимыми правильно. Для того,чтобы вызвать подражание словам при показе предмета или картинки, нужно помнить, что при этом происходит конкуренция зрительного, слухового, речедвигательного аппарата. Поэтому в момент зрительного восприятия ребенок не подражает. Лишь после того, как малыш перевел взгляд на лицо и губы взрослого и вновь слышит название предмета, он начинает подражать словам взрослого. Игры звуками в виде эха также вызывает у детей непроизвольное подражание. Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основе подражания обогащается словарь ребенка : к году он насчитывает 10 слов, к 1г. 6мес. -30, а к 2-м годам-300 слов. Постепенно изменяется вес речевых реакций. Так, от 1г. До 1г. 3мес. преобладающий речевой реакцией является лепет ребенка и его эмоциональные возгласы. В период с 1г. 3мес. до 1г. 6мес. увеличивается количество слов, произносимых облегченно, а лепет резко сокращается.

В возрасте от 1. г. 6мес. до 1.9мес. увеличивается количество слов, произносимых правильно, т. е. ребенок уже может сказать не «му-му», а «корова», хотя произношение слова еще несовершенно и понимают его лишь близкие люди. С 1г. 9мес. до двух лет в речи ребенка возрастает количество простых фраз. Важный момент в развитии речи- появление первых вопросов (что это? какая, отражающих развитие познавательной деятельности.

Лепет чаще возникает во время общей двигательной активности. Слова до 1г. 6мес. малыш произносит в момент сильной заинтересованности, при внезапном появлении предметов в поле зрения и т. п. Только после 1г. 6мес. дети начинают пользоваться словом и во время игры и при общении со взрослым.

К концу второго года речь начинает выполнять свою основную функци- общение с окружающими. Ребенок активно начинает пользоваться речью при общении с близкими взрослыми (это просьбы в чем-то помочь, вместе поиграть, и жалоба, и выражение какого-то желания, удивления, радости). К концу второго жизни детей начинают обращаться к сверстникам.

В этом возрасте дети уже могут отвечать на некоторые вопросы взрослого, связанные с сюжетом, изображенным на знакомой картине.

Необходимыми условиями развития речи ребенка является его игровая, двигательная активность, общение со взрослыми, организация специальных занятий, способствующих проявлению речевой активности. Важной задачей является формирование у детей потребности в речевом общениисо взрослыми; нужно помнить, что ребенок будет пользоваться речью, если у него есть в этом потребностьчто-то сказать взрослому. Поэтому очень важно относится к каждому слову малыша, обращенному к взрослому.

Особое значение для ребенка имеет развитие игры и действий с предметами. В начале второго года игра сводится к различным манипуляциям с предметами, которыми малыш начал овладевать в конце первого года жизни : он открывает и закрывает матрешку, ставит один кубик на другой, снимает и надевает кольца на стержень пирамидки. Манипулируя с предметами, он практически знакомится с их свойствами. Постепенно действия с предметами благодаря уже развитой способности подражания и развитию координации движений рук приобретают более сложный характер. Ребенок ставит кирпичики на узкую грань. Делает перекрытия, воспроизводит знакомые предметы (дорожку, ворота) и т. д. ; действуя с предметами, он учится сравнивать их, сопоставлять-он мыслит в действии.

В период с 1г. 3мес. до 1г. 6мес. ребенок начинает выполнять новые действия. Малыш воспроизводит то, что увидел сам, приглядываясь к действиям старших детей и взрослых : укладывает куклу в кроватку, кормит ее, близких взрослых. Это так называемые отобразительные действия, которые к концу второго года переходят в сюжетные игры, требующие ряда последовательных действий. Так как до полутора лет у ребенка доминирует зрительной восприятие, его опыт незначителен, игры неустойчивы, поэтому игры и материал для игр должен готовить взрослый. Уже с 1г. 6мес. до двух лет игра становится более устойчивой, ребенок совершает разные действия с одним и тем же предметом; если до полутора лет может заниматься одним видом деятельности 2-4 мин., то к двум-5-7мин., сопровождая свои действия словом.

Постепенно у детей второго года жизни формируется мышление. Играя, ребенок использует предметы-заместители, воображаемые предметы, при этом он подражает действиям взрослого, переносит свои действия в другие игровые ситуации.

Общение между детьми этого возраста носит своеобразный эмоциональный характер и отличается от общения со взрослым. Часто они вместе бегают, смеются, кувыркаются. Одновременно они учатся играть рядом, не отнимая игрушки друг у друга, хотя те часто привлекают их внимание: играют одной игрушкой вместе. Наблюдают за игрой сверстника, пытаются войти в его игру.

Дети эмоционально заражаемы, им быстро передается настроение сверстников как положительное, так и отрицательное. Роль взрослого заключается в обеспечении положительного эмоционального состояния детей.

Консультация для педагогов

Подготовила ст. воспитатель Евдокимова Е.П.

Тема: «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка»

В Доме ребенка воспитываются дети первых четырех лет жизни, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей.

Основная задача Дома ребенка – обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей, подготовить их к жизни в обществе, облегчить им социальную адаптацию, создать условия, в которых ребенок, лишенный материнской ласки и внимания развивался бы нормально, своевременно и всесторонне.

Дети, попадающие в дом ребенка, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении само организованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению силы личности. Жизнь ребенка меняется полностью при поступлении в дом ребенка. В биологическом плане изменяются физиологические условия – от привычных продуктов питания, до организации основных режимных моментов. В социально-психологической области изменения главным образом касаются таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные привязанности, в первую очередь привязанность к матери.

Ребенок, растущий в условиях дома ребенка, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны : он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Все дети, живущие в доме ребенка, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.

Говоря о возможности и необходимости изменения стереотипа социального поведения малыша в Доме ребёнка, следует иметь в виду четыре основных случая:

1) ребёнок в первые месяцы жизни переводится в Дом ребёнка прямо из больницы;

2) ребенок поступает в Дом ребенка из семьи;

3) ребёнок в соответствии с возрастом переводится в другую группу;

4) ребёнок отдаётся на усыновление или переводится в детский дом.

Все выше перечисленные варианты, хотя и имеют определённые особенности, в той или иной степени, но непременно сопровождаются «адаптационным синдромом.

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой.

Легкая адаптация — поведение приходит в норму в период от 10 до 15 дней; идёт нормированная прибавка веса, ребёнок, как положено, ведёт себя в группе, не подвергается заболеваниям;. Такие детишки заболевают редко, однако адаптация не проходит бесследно, возможны срывы.

Адаптация средней тяжести — процесс адаптация проходит до двух месяцев, возможна кратковременная потеря веса, вероятен психический стресс. Ребёнок иногда плачет, но не долго. В большинстве случаев заболевания обходят стороной.

Тяжелая адаптация продолжается до полугода; дети частенько болеют, пропадают умения и навыки; организм ослабевает как физически, так и психологически. В это время у детей может ухудшиться аппетит, нарушиться сон и мочеиспускание. У ребёнка резко меняется настроение, он становится капризным. Такой ребёнок не разговаривает и не играет ни с кем. Пускать самотёком данную ситуацию недопустимо, иначе ребёнок может подвергнуться нервным заболеваниям и расстройствам.

Основной метод и форма организации работы по адаптации - игра. Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверие ребенка к педагогу. Основной акцент педагог делает на эмоциональной поддержке ребенка. Для этого он использует такие приемы, как эмоциональное поглаживание, похвала, комплименты, проявление нежности, дружеские жесты и мимика, эмоциональное заступничество, успокаивание и т. п. Важно укрепить у ребенка уверенность в том, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту, создать условия для возникновения чувства безопасности. При организации взаимодействия с ребенком педагог использует индивидуальные формы с постепенным включением его в коллективную деятельность.

Так же, одним из факторов успешной адаптации является предметно - развивающая среда. При построении развивающей среды для детей важно учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.

Важно, создание благоприятного для детей психологического климата: это достигается, прежде всего, приближением условий проживания детей – сирот к домашним.

Таким образом, в качестве основных подходов, для преодоления адаптации детей в условиях Дома ребенка, можно предложить следующее:

- общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;

- понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение. Просто потому, что он еще маленький, остался без родителей и его защищает закон;

- Установка на помощь детям в «трудной жизненной ситуации»;

- четкое понимание возрастных особенностей, знание новообразований, ведущей деятельности, возрастных задач, типичных поведенческих проявлений детей разного возраста, необходимо для правильного воспитания;

- Понимание того, что общение со взрослым - необходимое условие психического и личностного развития ребенка;

- Выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;

- Целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;

- Своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.